Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ВДОХНОВЕНИЕ В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ

, его же Каприччио, а также концерты Бетховена C-dur и c-moll.

Не забудьте еще об импровизациях, которые тогда всех нас так покорили.

О да, конечно, я импровизировал...

Разумеется, тот, кто обладает такой прекрасной техникой, кто решил все технические проблемы, может осуществлять и любые интерпретаторские замыслы.

Безусловно, в наши дни артист должен обладать большой техникой: это тот пункт, с которого, по сути, начинается фортепианная игра. Но мне не кажется, что я уже обладаю безупречной техникой, ибо до сих пор ограничен в своих возможностях. Однако артист не должен позволять публике почувствовать это. Выбрать подходящее произведение — это такое же искусство, как и исполнить его. До сих пор существуют сочинения, на которые я не отважусь, — например, сочинения, требующие большей силы, чем та, на которую я способен. Исполнитель никогда не должен расходовать силу до конца, необходимо всегда оставлять что-то про запас.

Если звук на пределе, он кажется грубым, тяжеловесным — а он должен иметь резерв мощи. Рубинштейн обладал огромной силой, так как у него были очень тяжелые руки. Только представьте себе, мизинец у него был толщиной с мой большой палец! Концы пальцев были квадратными, с большими подушечками. У него были удивительные руки, очень большие. Но при всей мощи его игры чувствовалось: что-то остается в запасе.

ТЕХНИЧЕСКАЯ РАБОТА

Я не занимаюсь специально техникой вне конкретного произведения. Это потому, что я нахожу в самой пьесе достаточно технической работы. Каждый пассаж, представляющий какую-либо трудность, подробнейшим образом разучивается — хорошо поднимая пальцы, определенным, ясным туше; пальцы при этом всегда опускаются на середину клавиши, а не сбоку. Пьеса разучивается разным туше, в разных темпах и динамике, разучивается до тех пор, пока исполнитель не овладеет всем возможным разнообразием звука, туше и силы. Когда все эти вещи окажутся под полным контролем, пианист готов интерпретировать сочинение.

ИДЕАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Повторяю: лишь по достижении полного контроля за своими средствами исполнитель получает подлинную свободу для ясного и адекватного самовыражения. Тогда его интерпретация по природе своей становится подобна импровизации.

На интерпретацию влияют многие обстоятельства: настроение артиста в конкретный момент, фортепиано, художественная зрелость аудитории, акустика помещения и т. д. В зале и у себя дома, в рабочем кабинете я играю очень по-разному. Перед публикой я должен принимать во внимание все вышеупомянутые вещи. Если я играю в Карнеги-холле, динамическая шкала моего исполнения будет совсем иной, нежели в меньшем помещении.

1[2]345
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007