Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ВДОХНОВЕНИЕ
В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ
Беседа Хэрриет Броуэр с Йозефом Гофманом
Разумеется, американцы испытывают особый интерес к
искусству Йозефа Гофмана, ибо оно развивалось и крепло у них на глазах. Из
десятилетнего вундеркинда Гофман превратился в зрелого артиста, стоящего ныне
на вершине своего мастерства. Наверное, тысячи людей в этой стране помнят
чудесную игру маленького польского мальчика в сезоне 1888 года, когда его
привезли в Америку с первым гастрольным турне.
Тогда мы впервые увидели, как малыш с невероятно
серьезным лицом, одетый в простенький матросский костюмчик, взобрался на
сиденье перед роялем. Прозвучало оркестровое вступление, и он заиграл, заиграл
так, что мы сразу забыли обо всем. Это был уже не худенький мальчик в матроске,
но муж, пригоршнями бросавший в зал звуки с поразительной точностью и свободой.
Тот мощный певучий звук, глубокое понимание музыки, казалось, не могли
принадлежать слабенькому десятилетнему ребенку. Всему этому нельзя научиться —
это был прирожденный гений!
Неудивительно, что слушатели вне себя от волнения
разбивали ладони в неистовых овациях. Это было почти невероятно. Кульминация
наступила, когда малыш начал импровизировать на тему, заданную наугад кем-то из
публики. Тут наступила подлинная проверка артистического таланта — он оказался
безупречен.
Люди качали головами: подобному преждевременному
совершенству некуда развиваться в будущем, мы, вероятно, больше никогда не
услышим этого пианиста. Но они ошиблись. Вундеркинд покинул сцену и провел семь
или восемь лет в напряженной учебе. Затем он снова появился перед нами — уже
как вполне зрелый артист. Но и тут он не остановился. Это был лишь очередной
этап его восхождения. Йозеф Гофман всегда в работе, всегда в развитии, никогда
не удовлетворен сегодняшними достижениями. Каждый год мы следили за его ростом,
чувствовали, как его искусство становилось все более прекрасным, выразительным,
тонким, пока, кажется, в настоящий момент не достигло совершенства. Но сам
артист такого мнения не разделяет.
— Я все еще испытываю трудности, которые до сих
пор не преодолел, ограничения, которые не победил. У меня нет ни той мощи,
которая мне нужна, ни возможности выразить все необходимые оттенки чувств. Остается
еще много такого, что я надеюсь когда-нибудь передать — в том, что касается
эмоций и вдохновения.
Подобные признания в устах музыканта есть лишние
доказательства его скромности и подлинного величия. Несмотря на напряженный
концертный график, мистер Гофман разрешил мне прийти к нему, чтобы поговорить о
фортепианном искусстве и его этапах.
Я нашла его у себя дома, в квартире, окнами выходящей
в парк. Пушистый белый пудель выказал повышенный интерес к появлению гостьи, но
был быстро умиротворен хозяином, который погрозил собаке пальцем и призвал ее
«не приставать».
— Вы познакомитесь со всеми членами моей семьи по
очереди, — заметил артист с улыбкой, — сперва с собакой, потом с миссис
Гофман(она появилась позднее) и с моей маленькой дочерью Йозефой.
Эта девятилетняя девочка уже обладает артистическими
склонностями и делает многообещающие картины акварелью. Мы заговорили о
маленьком польском мальчике, который вызвал такой фурор в Америке в
десятилетнем возрасте.
—
А, это было в 1888 году, — сказал
мистер Гофман. — Я исполнял тогда концерт Мендельсона g-moll
|
|