Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ОБОЗНАЧЕНИЯ И НОМЕНКЛАТУРА

  Меня часто спрашивают: почему в музыке должно быть пятнадцать тональностей вместо двенадцати, то есть отчего не писать всегда в си мажоре вместо до-бемоль мажора, в ре-бемоль мажоре вместо до-диез мажора или наоборот?

  Я могу только сказать, что квинтовый круг был бы неполон без семи диезных и семи бемольных гамм, однако Бах в своих 48-ми прелюдиях и фугах не воспользовался всеми пятнадцатью тональностями, опустив совершенно из мажорных тональностей соль-бемольную, ре-бемольную и до-бемольную; а из минорных — ля-диезную и ля-бемольную.

  Можно ли считать, что сочинения, написанные в диезных тональностях, звучат более ярко, чем те, что написаны в бемольных? Принимают ли композиторы в расчет возможные модуляции при выборе тональности?

  Ответ на ваш вопрос зависит от того, рассматриваете ли вы музыку просто как игру звуков или же подходите к ней со стороны ее интеллектуального и психологического содержания. В первом случае способ написания — обозначить ли звук как до-диез или как ре-бемоль — действительно не имеет значения. В последнем же случае вы должны будете признать необходимость музыкальной орфографии, предназначенной для ясной передачи звукового смысла и музыкальных мыслей тому, кто читает или играет произведение. Хотя в темперированной гамме и нет разницы между до-диезом и ре-бемолем, читающий ноты воспримет их как отличные друг от друга отчасти из-за их связи с другими родственными гармониями. Это обычно и определяет выбор композитора в случаях энгармонического тождества. В правописании каждого языка вы найдете весьма удачные аналогии. В английском, например, имеются «to», «too» и «two» — слова, различное значение которых передается только их написанием, а не произношением.

 

Значение и применение понятия «мотив»

  Что значит «мотив»? Что означает черточка над нотой? Какое руководство по обучению является лучшим для начинающего десятилетнего ребенка?

  Мотив — это зародыш темы. Тема может быть образована путем повторений мотива или объединения нескольких мотивов; в ней могут также сочетаться оба эти способа. Самый известный пример построения темы путем повторения мотива вы найдете в первой теме Пятой симфонии Бетховена.

Черточка над нотой предписывает играющему выдержать пальцем полную стоимость данной ноты.

Самое лучшее «руководство по обучению» для ребенка — это хороший учитель, который не пользуется никакими руководствами по обучению, а передает свои знания ребенку, исходя из своего собственного внутреннего сознания.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007