Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ОБОЗНАЧЕНИЯ
И НОМЕНКЛАТУРА
—
Меня часто спрашивают: почему в
музыке должно быть пятнадцать тональностей вместо двенадцати, то есть отчего не
писать всегда в си мажоре вместо до-бемоль мажора, в ре-бемоль мажоре вместо
до-диез мажора или наоборот?
—
Я могу только сказать, что
квинтовый круг был бы неполон без семи диезных и семи бемольных гамм, однако
Бах в своих 48-ми прелюдиях и фугах не воспользовался всеми пятнадцатью
тональностями, опустив совершенно из мажорных тональностей соль-бемольную,
ре-бемольную и до-бемольную; а из минорных — ля-диезную и ля-бемольную.
—
Можно ли считать, что сочинения,
написанные в диезных тональностях, звучат более ярко, чем те, что написаны в
бемольных? Принимают ли композиторы в расчет возможные модуляции при выборе
тональности?
—
Ответ на ваш вопрос зависит от
того, рассматриваете ли вы музыку просто как игру звуков или же подходите к ней
со стороны ее интеллектуального и психологического содержания. В первом случае
способ написания — обозначить ли звук как до-диез или как ре-бемоль —
действительно не имеет значения. В последнем же случае вы должны будете
признать необходимость музыкальной орфографии, предназначенной для ясной
передачи звукового смысла и музыкальных мыслей тому, кто читает или играет
произведение. Хотя в темперированной гамме и нет разницы между до-диезом и
ре-бемолем, читающий ноты воспримет их как отличные друг от друга
отчасти из-за их связи с другими родственными гармониями. Это обычно и
определяет выбор композитора в случаях энгармонического тождества. В правописании
каждого языка вы найдете весьма удачные аналогии. В английском, например,
имеются «to», «too» и «two» — слова, различное значение которых передается
только их написанием, а не произношением.
Значение и применение понятия «мотив»
—
Что значит «мотив»? Что означает
черточка над нотой? Какое руководство по обучению является лучшим для
начинающего десятилетнего ребенка?
—
Мотив — это зародыш темы. Тема
может быть образована путем повторений мотива или объединения нескольких
мотивов; в ней могут также сочетаться оба эти способа. Самый известный пример
построения темы путем повторения мотива вы найдете в первой теме Пятой симфонии
Бетховена.
Черточка над нотой предписывает играющему выдержать
пальцем полную стоимость данной ноты.
Самое лучшее «руководство по обучению» для ребенка —
это хороший учитель, который не пользуется никакими руководствами по обучению,
а передает свои знания ребенку, исходя из своего собственного внутреннего
сознания.
|