Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ОБОЗНАЧЕНИЯ И НОМЕНКЛАТУРА

—Группетто « стоит иногда прямо над нотой, а иногда несколько правее ее. Указывает ли это различие на необходимость различного исполнения, и если да, то как следует играть оба группетто?

—        Группетто всегда начинается со своей верхней ноты. Когда оно стоит прямо над нотой, оно заменяет ее; когда несколько правее, — то сначала ударяется нота, а затем следует группетто, разумно распределяемое во времени, остающемся для его исполнения.

Как нужно играть синкопированные ноты?

— Ноты, занимающие целую долю в предписанном размере, будучи синкопированными, должны браться между этими долями. Если синкопированные ноты занимают лишь часть доли, они должны быть взяты между границами соответствующих долевых частей.

Трель начинается с мелодической ноты

—       Должны ли в современных произведениях все трели начинаться с ноты, над которой они обозначены, если перед этой нотой нет форшлага? Желательно ли при исполнении трели чередовать первый и второй пальцы?

—Если нет специальных указаний на иное исполнение (с форшлагом), трели обычно начинаются с мелодического звука (с ноты, над которой они проставлены). Когда пальцы, которыми вы пользуетесь, начнут уставать, смените их. Для продолжительных трелей предпочтительнее пользоваться тремя пальцами, в коротких же трелях два пальца обеспечивают большую ясность.

Положение вспомогательной ноты в трели

— В приводимом примере трели должна ли вспомогательная нота быть на тон или на полтона выше главной? Если на полтона, то как она будет называться?

— Приводимый вами эпизод изложен, очевидно, в тональности соль минор. Трель указана на си-бемоле. Так как вспомогательная нота трели всегда является следующей по диатоническому ряду за нотой, стоящей в тексте, то в данном случае она на целый тон выше си-бемоля, то есть это должно быть до. Поскольку пьеса написана в ре мажоре, под знаком трели следует поставить бекар.

Быстрота и плавность в трелях

— Будьте добры, подскажите хороший метод для выработки быстроты и плавности в трелях?

— Хотя никаких «методов» для выработки трелей не существует, тем не менее имеются определенные приемы, которые могут помочь неподатливым мышцам. Но и эти приемы нельзя рекомендовать, не зная, в чем причина и источник вашей беды. Причины бывают разные в зависимости от индивидуальности, но в большинстве случаев они коренятся исключительно в мозгу, а не в руках. Чтобы быстро играть трель, нужно быстро думать, так как если играть трель только пальцами, они вскоре станут «застревать», терять ритмическую ровность, и их сведет судорога. Отсюда следует, что прямого пути выучиться трелям не существует; эта способность будет развиваться вместе с вашим общим умственно-музыкальным прогрессом. Самое главное — это, конечно, всегда по-настоящему, физически вслушиваться в свою собственную игру, воспринимать каждый извлекаемый вами звук; ибо только тогда вы сумеете понять, как быстро вы в состоянии «слышать». И, конечно, не следует пытаться играть во что бы то ни стало в более быстром темпе, чем тот, за которым может поспеть ваш собственный, слух..

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007