Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ОБОЗНАЧЕНИЯ
И НОМЕНКЛАТУРА
Как следует пользоваться
метрономом при занятиях? Меня предостерегали от его употребления, так как, по
словам моего учителя, постоянное пользование метрономом может привести к
большой скованности и механистичности.
—
Ваш учитель совершенно прав. Вы не
должны играть с метрономом в течение сколько-нибудь длительного времени, ибо
это изуродует музыкальную пульсацию и погубит живую выразительность вашей игры.
Метрономом хорошо пользоваться как средством контроля, во-первых, чтобы найти
приблизительную среднюю скорость пьесы, и, во-вторых, для того, чтобы, на
минуту включив его во время игры, удостовериться, не унесли ли вас ваши чувства
слишком далеко от среднего темпа.
Истинное значение темповых определений
— Каково значение слов Adagio, Andante и Allegro! Являются ли
они просто указаниями темпа?
— Они служат таковыми, хотя наши музыкальные предки
выбрали эти термины, вероятно, из-за их неопределенности, оставляющей известный
простор для нашей индивидуальности. Буквально Adagio (ad agio) означает
«привольно»; andante означает
«шагом» (в противоположность понятию «бегом», идя быстрым шагом), то есть
гуляя; allegro (сокращенное
al leg-giero) означает с «легкостью»,
«живостью». Первоначально эти термины, как видите, указывали на настроения, но
со временем стали рассматриваться как обозначения скорости.
Правило для выбора темпа
—
Так как слова largo, allegro и
т. д. рассчитаны на то, чтобы указывать определенную степень скорости, то
можете ли вы сформулировать такое правило, чтобы учащийся, не имеющий
возможности прибегнуть к помощи учителя, был в состоянии определить, в каком
темпе он должен играть то или иное произведение?
—
Если метроном не указан, то
руководствуйтесь своим собственным художественным вкусом. Возьмите самые
быстрые места вашей пьесы, играйте их так скоро, как это эстетически допустимо
в связи с ее общим характером, и соответственно этому установите общий темп.
|
|