Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО УСПЕХА
Можно, играя одну пьесу, представлять себе клавикорд,
играя другую — орган. Никакого вреда от этого не будет, тогда как превращение
современного фортепиано с его ярко выраженными специфическими звуковыми
свойствами в клавикорд или в орган непременно приведет к звуковым
злоупотреблениям.
Педаль в такой же степени составляет часть фортепиано,
как регистры и копулы — часть органа или медные тангенты — часть клавикорда. С
художественной точки зрения невозможно так замаскировать звук фортепиано, чтобы
заставить последнее звучать наподобие органа или клавикорда. Да это и не нужно:
клавикорд — инструмент устаревший, в то время как музыка Баха составляет до сих
пор неотъемлемую часть современной музыкальной литературы.
Старейший из известных образцов клавикорда
(датированный 1537 годом) находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Если вам
случится увидеть этот инструмент, вы сразу убедитесь, что его механизм отличен
от фортепианного в такой же степени, как и его звук. Никакими приемами туше или
педализации вы не сможете заставить фортепиано звучать наподобие клавикорда. А
раз так, то почему не играть на фортепиано как на фортепиано? Зачем пытаться
делать невозможное, стараясь заставить фортепиано звучать наподобие другого
инструмента с иным механизмом? Почему не дать фортепиано звучать как
фортепиано? Должны ли мы непременно слушать вагнеровскую музыку в варьете, а
вальсы Штрауса в Карнеги-холле?
5
Если бы меня спросили, что является абсолютно
необходимым условием в воспитании пианиста, я бы ответил: «Прежде всего —
хороший руководитель». Под этим я подразумеваю не только хорошего учителя, но
скорее наставника, лоцмана, который сумел бы присмотреть за первыми шагами
юноши на поприще его будущей деятельности. Что касается лично меня, то мне
повезло: мой отец был профессиональным музыкантом; он знал мои музыкальные
возможности и с самого начала глубоко интересовался моей карьерой, не только
как отец, но и как художник, он всегда руководил мною и направлял меня в ранние
годы моей жизни. Судьба — это загадочная вещь; учащийся в молодости может иметь
лишь смутное представление о том, что предстоит ему в будущем. Поэтому так
насущно необходим наставник.
Я уверен, что значительной долей своего успеха обязан
отцу. Это он привел меня к Мошковскому и Рубинштейну. Критические указания,
особенно исходившие от Рубинштейна, были для меня неоценимы.
Учащийся должен подвергаться неумолимой критике
мастера. Даже будучи язвительной, как у Бюлова, она может оказаться весьма
благотворной. Помню, как однажды в доме Мошковского я играл Бюлову. Молчаливый,
резкий до цинизма дирижер-пианист буквально уничтожил меня своей критикой.
Тогда я был молод, но не настолько самоуверен, чтобы не понять его правоты. Я
пожал ему руку и поблагодарил за указания и критику. Бюлов рассмеялся и сказал:
«За что вы меня благодарите? Это похоже на цыпленка, который благодарит того,
кто его съел».
В этот же день Бюлов так сумбурно играл своими
старческими, окостеневшими пальцами, что я спросил Мошковского, как мог Бюлов
принять ангажемент на концерт, который, как я знал, ему несколько дней спустя
предстояло дать в Берлине. «Не беспокойтесь о Бюлове, — ответил Мошковский. —
Вы его не знаете. Если он за что-то берется, то он это сделает».
И все же игра Бюлова была почти всегда педантичной,
хотя, несомненно, искусной. В ней не было ничего от львиной непосредственности
Рубинштейна. Последний был очень придирчивым учителем фортепиано, когда начал
обучать меня; однако он часто говорил мне: «Главное — чтобы музыка звучала как
следует, хотя бы даже вам пришлось играть носом!» Рубинштейну не было дела до ignis fatuus, единственно правильного метода. Любой метод,
приводящий к прекрасным художественным результатам, к красивому и впечатляющему
исполнению, был оправдан в его глазах.
|
|