Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО УСПЕХА
Невозможно переоценить преимущества раннего обучения.
Впечатления, полученные в юности, оказываются самыми прочными. Я уверен, что
пьесы, которые я разучивал в возрасте до десяти лет, запечатлелись в моей
памяти устойчивее, чем произведения, над которыми я работал после того, как мне
исполнилось тридцать. Ребенок, готовящийся к музыкальной деятельности, должен
заниматься музыкой в раннем возрасте столько, сколько допускают его здоровье и
восприимчивость. Откладывать эту работу на слишком долгое время так же опасно
для будущности ребенка, как и перегружать его сверх того, с чем он в состоянии
справиться умственно и физически.
Дети усваивают гораздо быстрее, чем взрослые — не
только вследствие того обстоятельства, что по мере продвижения
учащегося работа становится все более и более сложной,
но также и потому, что ум ребенка куда более восприимчив. У ребенка в возрасте
между восемью и двенадцатью годами сила восприятия при занятиях музыкой просто
громадна; она меньше между двенадцатью и двадцатью годами, еще меньше между
двадцатью и тридцатью и часто ничтожно мала между тридцатью и сорока. Это может
быть изображено при помощи такой примерно таблицы:
Возраст от 8 до 12 лет
|
Наибольшая восприимчивость Наибольшие успехи
|
Возраст от 12 до 20 лет
|
Меньшие успехи
|
Возраст от 20 до 30 лет
|
Еще меньшие успехи
|
Возраст от 30 до 40 лет
|
Ограниченная восприимчивость Ограниченные результаты
|
Конечно, эти границы только относительны: бывают, как
исключение, случаи удивительного развития в более позднем возрасте благодаря
огромному рвению и прилежанию. Тем не менее период наибольших успехов падает
обычно на ранний возраст. Это особенно верно в отношении тех видов искусства, в
которых требуется пальцевая ловкость.
|
|