Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО УСПЕХА

Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепианной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и я не представляю, каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах. Напротив, я знаю, что меня неустанно муштровали по этой части, и я по сей день благодарен за это. Не презирайте гаммы, а лучше постарайтесь сделать их красивыми.

Мудрый учитель всегда сумеет найти какую-нибудь пьесу, которая будет служить иллюстрацией того, как применяются и что дают в результате использованные технические приемы. Есть тысячи пьес, где применяются гаммы, аккорды, арпеджио, терции и т. д., и учащийся будет ободрен, обнаружив, что предмет его упорных трудов может стать источником выражения прекрасного в настоящем музыкальном произведении. По моему мнению, такие пьесы с самого начала должны быть частью регулярной программы обучения; именно это я и имею в виду, когда говорю, что работа учащегося над техникой и освоение им музыки должны с самого начала идти рука об руку.

4

Употребление педали — это особое искусство. К несчастью, у многих педаль служит средством прикрыть недостатки — маскировкой неточностей и плохого туше. Ею пользуются, как вуалетками, которые носят увядающие вдовушки, чтобы скрыть морщины.

Педаль — это даже нечто большее, чем средство окраски. Она создает фон, который так необходим в художественном исполнении. Вообразите картину, написанную без всякого фона, и вы получите приблизительное представление о том, какой эффект дает правильно употребляемая педаль в фортепианной игре. Мне всегда казалось, что она играет в фортепианном исполнении ту же роль, что духовые инструменты в звуковой массе оркестра. Духовые инструменты создают обычно нечто вроде фона для звучания других инструментов. Кто присутствовал на репетиции большого оркестра и слышал, как скрипки репетируют одни, а затем вместе с духовыми инструментами, — тот верно поймет мою мысль.

Как и когда применять педаль для достижения определенных эффектов — на изучение этого может уйти почти вся жизнь. С самого начала, когда учащийся познает, какой дурной результат получается, если держать правую педаль нажатой во время исполнения двух неродственных аккордов, и до того момента, когда его учат пользоваться педалью для достижения воздушных эффектов, подобных самым тонким и нежным оттенкам в живописи, — изучение педали неизменно представляет источник интереснейших экспериментов и открытий.

Нет и не может быть жестких правил в применении педали. Это такая область фортепианной игры, где должен всегда предоставляться широчайший простор.

Например, при исполнении произведений Баха на современном фортепиано оказалось, что существует множество неясностей в отношении уместности применения педали. Баховская музыка, исполняемая ныне на современном фортепиано, в большей своей части была написана в оригинале для клавикорда или для органа. Клавикорд имел очень короткий звук, несколько напоминающий staccato нынешнего фортепиано, тогда как орган обладал и обладает способностью давать тянущийся звук большой силы. Вследствие противоположной друг другу природы этих двух инструментов и того обстоятельства, что многие не знают, было ли данное произведение написано для клавикорда или для органа, некоторые пытаются подражать органной звучности и держат педаль все время или почти все время, другие же пытаются подражать клавикорду и вовсе воздерживаются от употребления педали. Эти крайние теории, как и все крайние теории вообще, несомненно, ошибочны.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007