Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО УСПЕХА
Например, нередко приходится слышать, что гаммы не
являются необходимыми в фортепианной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине
прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом
упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и я
не представляю, каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем
посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной
тренировки во всякого рода гаммах. Напротив, я знаю, что меня неустанно
муштровали по этой части, и я по сей день благодарен за это. Не презирайте
гаммы, а лучше постарайтесь сделать их красивыми.
Мудрый учитель всегда сумеет найти какую-нибудь пьесу,
которая будет служить иллюстрацией того, как применяются и что дают в
результате использованные технические приемы. Есть тысячи пьес, где применяются
гаммы, аккорды, арпеджио, терции и т. д., и учащийся будет ободрен, обнаружив,
что предмет его упорных трудов может стать источником выражения прекрасного в
настоящем музыкальном произведении. По моему мнению, такие пьесы с самого
начала должны быть частью регулярной программы обучения; именно это я и имею в
виду, когда говорю, что работа учащегося над техникой и освоение им музыки
должны с самого начала идти рука об руку.
4
Употребление педали — это особое искусство. К
несчастью, у многих педаль служит средством прикрыть недостатки — маскировкой
неточностей и плохого туше. Ею пользуются, как вуалетками, которые носят
увядающие вдовушки, чтобы скрыть морщины.
Педаль — это даже нечто большее, чем средство окраски.
Она создает фон, который так необходим в художественном исполнении. Вообразите
картину, написанную без всякого фона, и вы получите приблизительное
представление о том, какой эффект дает правильно употребляемая педаль в
фортепианной игре. Мне всегда казалось, что она играет в фортепианном
исполнении ту же роль, что духовые инструменты в звуковой массе оркестра.
Духовые инструменты создают обычно нечто вроде фона для звучания других
инструментов. Кто присутствовал на репетиции большого оркестра и слышал, как
скрипки репетируют одни, а затем вместе с духовыми инструментами, — тот верно
поймет мою мысль.
Как и когда применять педаль для достижения
определенных эффектов — на изучение этого может уйти почти вся жизнь. С самого
начала, когда учащийся познает, какой дурной результат получается, если держать
правую педаль нажатой во время исполнения двух неродственных аккордов, и до
того момента, когда его учат пользоваться педалью для достижения воздушных
эффектов, подобных самым тонким и нежным оттенкам в живописи, — изучение педали
неизменно представляет источник интереснейших экспериментов и открытий.
Нет и не может быть жестких правил в применении
педали. Это такая область фортепианной игры, где должен всегда предоставляться
широчайший простор.
Например, при исполнении произведений Баха на
современном фортепиано оказалось, что существует множество неясностей в
отношении уместности применения педали. Баховская музыка, исполняемая ныне на
современном фортепиано, в большей своей части была написана в оригинале для
клавикорда или для органа. Клавикорд имел очень короткий звук, несколько
напоминающий staccato нынешнего
фортепиано, тогда как орган обладал и обладает способностью давать тянущийся
звук большой силы. Вследствие противоположной друг другу природы этих двух
инструментов и того обстоятельства, что многие не знают, было ли данное
произведение написано для клавикорда или для органа, некоторые пытаются
подражать органной звучности и держат педаль все время или почти все время,
другие же пытаются подражать клавикорду и вовсе воздерживаются от употребления
педали. Эти крайние теории, как и все крайние теории вообще, несомненно,
ошибочны.
|
|