Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
КАК РУБИНШТЕЙН УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ
После этого памятного дебюта в Гамбурге, состоявшегося
14 марта 1894 года, я тотчас же отправился повидать Рубинштейна, совершенно не
подозревая, что увижу его в последний раз.
Я принес с собой его большую фотографию, и хотя мне
было отлично известно его непреодолимое отвращение к автографам, желание иметь
его подпись превозмогло мою робость, и я высказал свою просьбу.
Он поднял оба кулака и прогремел
полусердито-полусмеясь: И ты, Брут?
Но мое желание было удовлетворено [...].
Затем я спросил, когда мне снова прийти к нему на урок;
к моему изумлению, он ответил: «Никогда!»
— Почему никогда? — спросил я в отчаянии.
На это он, благородная душа, сказал мне: «Дорогой мой
мальчик, я рассказал вам все, что знаю о фортепианной игре в подлинном смысле
этого слова и о музыкальном исполнении, — а затем, несколько изменив тон,
добавил: — Если же вы не усвоили этого до сих пор, — ну, тогда
убирайтесь к черту!»
Я слишком хорошо понимал, что он говорил, хотя и
улыбаясь, но всерьез, и расстался с ним.
Я никогда больше не видел Рубинштейна. Вскоре после
этого он вернулся на свою виллу в Петергофе, близ Петербурга, и умер там 19
ноября 1894 года.
Никогда не забуду впечатления, произведенного на меня
его смертью. Мир показался мне вдруг совершенно пустым, лишенным всякого
интереса. Горе открыло мне, что сердцем я боготворил в нем не только художника,
но и человека, любил его, как отца. Я узнал о его смерти из английских газет,
находясь на пути из Лондона в Чэлтэн-хэм, куда был приглашен на двадцатое число
для сольного концерта. По случайному стечению обстоятельств в программе
оказалась си-бемоль-минорная соната Шопена, и когда я взял первые ноты
похоронного марша, все в зале, словно по команде, поднялись со своих мест и в
продолжение всей пьесы оставались стоять с поникшими головами — в честь великого
усопшего.
Странное совпадение произошло на моем концерте,
состоявшемся накануне — в день смерти Рубинштейна.
В этот день я выступал публично в первый раз после
семилетнего перерыва (не считая моего гамбургского дебюта). Это было в Лондоне.
В этом концерте я играл, как новинку, полонез ми-бемоль минор, который
Рубинштейн лишь недавно написал в Дрездене и посвятил мне. Он включил его в
сборник, названный «Souvenirs de Dresde».
Эта пьеса во всем кроме размера носит характер
похоронного марша. Играя ее в этот день, я меньше всего мог думать, что пою
Рубинштейну вечную память, ибо всего лишь несколько часов спустя далеко, в
Восточной Европе, внезапно от разрыва сердца скончался мой великий учитель.
Двумя годами позже я играл этот самый полонез во
второй и последний раз. Это было в годовщину смерти Рубинштейна, в Петербурге,
где в его память я дал концерт, сбор с которого передал в фонд имени
Рубинштейна. С тех пор я играл эту пьесу лишь однажды — дома, для самого себя,
— исключив ее совершенно из своего концертного репертуара. Хотя она и была
посвящена мне, однако время и обстоятельства ее первого исполнения всегда
вызывали во мне такое чувство, как будто она все еще принадлежит моему учителю
или, во всяком случае, является чем-то сугубо личным, приватным, что должно
остаться между нами двумя.
|
|