Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
КАК РУБИНШТЕЙН УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ
При этой игре слов я рассмеялся, сам Рубинштейн
присоединился ко мне, и пьеса была спасена — или, вернее, ее исполнитель. Ибо
при повторении этого места оно вышло очень хорошо; учитель позволил мне
продолжать и больше меня не прерывал.
Однажды я спросил его об аппликатуре одного довольно
сложного пассажа.
«Играйте его хоть носом, — ответил он, — лишь бы
хорошо звучало».
Это замечание озадачило меня, и я все сидел и
раздумывал — что собственно он хотел сказать.
Как я понимаю это теперь, он хотел сказать: «Помоги
себе сам. Бог помогает тому, кто сам себе помогает».
Как я уже говорил выше, Рубинштейн никогда не играл
мне тех произведений, которые мне предстояло учить. Он разъяснял, анализировал,
растолковывал все, что, по его мнению, я должен был узнать; но, сделав это,
предоставлял мне самостоятельность, ибо только в этом случае, объяснял он, мои
достижения станут моим личным и неоспоримым достоянием. Таким образом, я
научился у Рубинштейна пониманию той важной истины, что звукообразная
концепция, внушенная чужой игрой, рождает в нас лишь преходящие впечатления,
они приходят и уходят, в то время как самостоятельно созданная концепция
остается и сохраняется как наша собственная.
Теперь, когда я оглядываюсь назад на дни моих занятий
у Рубинштейна, я вижу, что не столько он меня учил, сколько я у него учился. Он
не был педагогом в обычном смысле этого слова. Он указывал мне вершину, с
которой открывался прекрасный вид, но как я на нее взберусь, это было мое дело;
его это не касалось. «Играйте хоть носом!» Да, но если я расшибу его до крови,
где взять метафорический носовой платок? В своем воображении! И он был прав.
Конечно, этот метод применим не ко всем ученикам, но
тем не менее он весьма способствует развитию оригинального мышления учащегося и
выявлению всей остроты восприятия, на какую тот способен. Если одному из таких
учащихся удавалось собственным трудом и умом достичь заветной точки, которую
открыло его взорам волшебство великого чародея, он приобретал уверенность в
своих силах: он чувствовал, что наверняка и всегда найдет эту точку снова, если
даже разок-другой собьется с пути, как это может случиться со всяким при самых
благородных побуждениях.
Я вспоминаю, как Рубинштейн сказал мне однажды:
«Знаете ли вы, почему фортепианная игра так трудна? Потому что она таит в себе
опасность стать либо аффектированной, либо манерной; если же удается счастливо
миновать обе эти западни, тогда перед ней возникает новая угроза — оказаться
сухой. Истина лежит между этими тремя бедами».
Когда было решено, что мой гамбургский дебют состоится
в симфоническом собрании под управлением Рубинштейна и с его ре-минорным
концертом, я подумал, что настало наконец время пройти с ним одно из его
собственных произведений. Так я предполагал, но Рубинштейн располагал иначе. Я
все еще вижу его, как будто это было только вчера, сидящим в зеленой комнате
Берлинской филармонии в антракте его концерта (это было в субботу) и слышу, как
он говорит мне: «В понедельник мы выступаем вместе в Гамбурге». Времени было
мало, но концерт я знал и надеялся основательно пройти его с Рубинштейном в
течение оставшихся двух дней. Я попросил у него разрешения поиграть ему
концерт, но он отклонил мою настойчивую просьбу, сказав: «В том нет нужды; мы
понимаем друг друга». Даже в этот критический момент он предоставил меня самому
себе. После генеральной (и единственной) репетиции великий маэстро обнял меня
при всем оркестре, а я — право же, я был не на седьмом, а на «восьмом» небе!
Все отлично, говорил я самому себе, ибо Рубинштейн, Рубинштейн доволен! Ну, что
же после этого оставалось делать публике! Концерт прошел великолепно.
|
|