М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Уходим из Анцерананы. Роже Сансивалон и Ги Рабарисун. Усоногие. Как акула стакан съела

никами. Оба в одинаковых новых кедах и майках с супер­котами Сильвестрами на груди.

Роже и Ги быстро осваиваются с обстановкой на кораб­ле, у нас же с ними устанавливаются добрые, приятель­ские отношения, чему немало способствует крепкий чер­ный кофе, который наловчилась заваривать с помощью обыкновенного кипятильника. Так, исполь­зуя кофе как средство против укачивания, проходим беспо­койным Мозамбикским проливом. Не теряя времени, при­ступаю к портретам. Ги держится молодцом, на качку не обращает внимания,— возможно, предки его были море­ходами.

Странно, что мы, абсолютно сухопутные люди, прика-чались, перестали замечать обычную качку, а рожденный на берегу океана Роже совсем плох: страдальческие глаза, вымученная улыбка — придвигаю ему еще чашечку кофе, но он лишь вяло качает головой...

Истинное назначение искусства портрета — утвержде­ние красоты человека. Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души — эти слова принадлежат Леонардо да Винчи. Порой не перестаешь удивляться, как остро и точно звучат сегодня высказывания знатоков души человеческой, представителей разных эпох и формаций. Вот что писал великий аналитик и психолог Ф. М. Достоевский: Портре­тист усаживает субъекта... приготовляется, вглядывается... он знает на практике, что человек не всегда на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста. В редких только мгновениях человеческое лицо выражает главную свою черту, свое самое характер­ное... Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль, хотя бы в тот момент ее и не было вовсе на лице. Фотография же застает человека как он есть.

Меняются вкусы в искусстве, меняются направления в живописи, свергаются авторитеты и утверждаются новые, но подлинное вопреки всему остается истиной для всех поколений.

Когда в руках карандаш или кисти, переводчик не нужен. В крупных, чуть навыкате глазах Ги вижу непод­дельный интерес. Показываю ему портреты и рисунки, сделанные в Анцеранане. Ги узнает знакомые места и участников экспедиции. Одобрительно кивает головой и, показав в улыбке крупные белые зубы, поднимает вверх большой палец, что на международном языке выражает одобрение.

Портретом Ги я доволен. Удалось передать интелли­гентность, открытость и своеобразие этого непростого лица, а вот с портретом Роже дело обстоит хуже, может быть, причиной тому его тяжелое физическое состояние. Стремился передать сходство, характер скуластого, удли­ненного лица с небольшими глазами и массивным ртом, но вижу сам: упущено главное — за внешним сходством нет человека, мягкого и поэтичного, молодого ученого и музыканта. В таких случаях приходится брать чистый лист и начинать работу заново, взглянув на модель как бы под другим углом. Три дня продолжается изнурительная качка, бедняга Роже перестал показываться в кают-компа­нии, но на четвертый день молодой, здоровый организм берет свое, приспосабливается к необычным условиям. Оба, Роже и Ги, появляются в мастерской, сообщив через Лену, что они готовы позировать сколько понадобится, чтобы я сделал еще по портрету — им на память.

Снова станция. Участники экспедиции столпились у борта, свесив головы, сосредоточенно разглядывают нечто в воде, где колышется небольшой сачок на тонком фале. Океан устал раскачивать судно, заснул под солнцем, лишь равномерно вздымается, будто дышит, ровная зыбь.

Руководит работами Ирина Александровна Кузнецова, кандидат биологических наук. Цель ее работ непроста. Днища кораблей, гидрофизические приборы, любые пред­меты в океане интенсивно подвергаются обрастанию усоно-гими. Узнать, как происходит этот процесс, изучить биоло­гию поселенцев, определить их концентрацию — значит найти меры борьбы с ними, защитить корабли и приборы.

И что ловите? Какова охота?

Плейстун ловим,— как несмышленышу отвечает мне Ирина Александровна.— Нас интересует все, что прикрепляется к плавающим предметам.

То есть?