М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Уходим из Анцерананы. Роже Сансивалон и Ги Рабарисун. Усоногие. Как акула стакан съела

— А сколько светлячков полагается на одну акулу?
На этот вопрос она ответить не может и потому делает вид, что спит. Работы на полигонах заканчиваются. Ранним утром Курчатов берет курс на Нуси-Бе. Сильный встречный ветер вырывает холст из рук, океан в алых рефлексах, корабль по контрасту приобретает зеленоватый цвет. Не написать это нельзя. Однако приходится изобретать тех­нику: одной рукой — удерживать подрамник, другой — работать кистью или мастехином и даже пальцем! Послед­ний, оригинальный способ, чрезвычайно популярный в древнем китайском искусстве, практически исчез еще семь ве­ков назад, но это, право, ничего не значит. Известно, что амери­канец Джонсон Ли, считая себя последним в мире мастером рисования пальцем, на всякий случай застраховал орудие труда, свой средний палец, в британской компании

Ллойд на двадцать тысяч дол­ларов!

Вскоре на пути к Нуси-Бе происходит непредвиденное. На Рифте, следующем туда же, полетел подшипник. Идут без­результатные поиски запасной детали, переговоры. Теперь ма­ленькое судно не имеет собст­венного хода и взято Курчато­вым на буксир. Ветер креп­чает, и мы, вместо того чтобы в полдень прийти к месту назначения, лишь к пяти вечера приводим Рифт на мелко­водье, где возможна якорная стоянка, и следуем далее, надеясь, что рифтяне устранят поломку.

Тем временем клубящиеся грозовые тучи идут со стороны Мадагаскара, догоняя судно. Сверкают молнии. Все вокруг окрашивается фантастическим цветом, над кораблем разыгрывается рериховская битва богов. Еже­секундно меняется форма лезущих друг на друга туч, меняется освещенность. Все существующие на палитре краски выплеснулись на небеса. Нижние ярусы лилово-черные, зловещие, ярко-розовые полосы дождя, короткое сверкание чистой бирюзы в просветах между тучами. Легкие кучевые облачка убрались в сторонку, на самый край небосвода, будто спасаясь от желтых жгутов, рас­тянутых над горизонтом.

В наковальне небес плавится и цвет и форма — только кисти Эль-Греко подвластна такая картина... Вскоре пока­зываются мрачные, залитые дождем берега Нуси-Бе. Выр­вавшись невесть откуда, луч факелом поджигает землю, и она вспыхивает яростным, горячим цветом, еще более интенсивным в контрасте с окружающим мраком.

К вечеру гроза утихает. Слева и справа поднимаются скалистые островки. Относительно нашего местонахожде­ния лоция сообщает следующее: Фарватер изучен мало. В связи с большим количеством рифов кораблям заходить в этот район не рекомендуется.

Капитан Касаткин не уходит с мостика, сам на себя непохожий, но мы благополучно минуем опасный отрезок пути и прибываем в полной тьме, но в полном здравии в бухту Нуси-Бе, где сияет цепочка огоньков городка Эль-виль. Здесь, в Нуси-Бе, расположен океанографический центр, где работают и живут наши попутчики — малага­сийские наблюдатели Ги и Роже. Налегке, с небольшими сумками в руках, спускаются они по штормтрапу, уже ждет пришедший за ними с берега катерок.

Прежде чем покинуть Курчатов, Ги и Роже берут с нас слово, что мы познакомимся с их семьями, приедем в гости. Долго стоим в бархатной тьме на опустевшей палубе, прислушиваясь к затухающему постукиванию мотора, и вскоре желтый мерцающий сигнальный огонек катера превращается в золотую точку, а затем и вовсе гаснет в черноте бухты.