М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

На биологической станции.

— Я так рада, что имею возможность работать
здесь,— говорит эта двадцатитрехлетняя женщина.— Ведь у нас уже двое ребятишек.

Благодаря Лалау сотрудники библиотеки любезно сог­лашаются при помощи множительного аппарата скопи­ровать для советских ученых ряд трудов по фауне Мадагаскара и Маскаренских островов.

— В семьдесят девятом году правительство республи­ки, несмотря на экономические трудности, приняло реше­ние открыть станцию и помогает восстановить ее научный статус. Выделяет средства для приобретения приборов, ремонта лабораторий,— рассказывает Роже.

Сидим работаем на широкой веранде музея с видом на панораму бухты.

Так вот какова она, воспетая не раз красота Южных морей, таинственный мир Сомерсета Моэма и Роберта Стивенсона. Бездонно высок купол неба с легкими, не дающими теней облачками. Щедрыми пригоршнями разбросаны островки, отделенные друг от друга синеватой тончайшей кисеей воздуха. Природа соединила в гармонич­ное целое землю, воду и небеса. Плавная линия берега

вносит в композицию равновесие и покой. Над полуза­топленными рифами, лениво подрагивая крыльями, кру­жат в теплых воздушных потоках крупные птицы... Краски сливаются в одну мелодию, сплетаются, образуя узоры, созерцать их — праздник для глаз.

Не так часто выпадает в рейсе счастье работать на твердой земле. Сегодня увольнение на берег объявлено до пятнадцати часов, сейчас раннее утро, впереди вечность. Пишу пейзаж, работает над портретом Лалау.

Вскоре на веранде появляется элегантная дама, невы­сокая, с европейской короткой стрижкой,— мадам Раули-сон. В настоящее время она возглавляет работу станции, директор ее Жан Питтон выехал по делам в Европу.

Убедившись, что карандашный набросок с Лалау бли­зится к концу, мадам Раулисон торопливо отправляется в свой кабинет привести в порядок костюм и прическу — словом, совершить то, что совершает женщина, прежде чем предстать перед портретистом. И в самом уединенном месте существуют звуки — шелест шагов, крики птиц, чей-то далекий голос. Но тут, на зали­том солнечными пятнами холме, царит полная тишина, даже рокот прибоя на рифах погашен тяжелой листвой деревьев и кустарников. Только ветерок стекает с предгорий, беззвуч­но касаясь земли, да теплые волны воздуха несут благоуха­ние трав.

Неожиданно в успокоенный, полусонный мир настойчиво врывается посторонний звук —

тарахтит бот, и это наш бот, с Курчатова. Перестук мотора затихает у пирса, и через несколько минут на ве­ранде музея как злой гений возникает Дима Астахов.

Я только передаю,— застенчиво сообщает он.— Всем вам срочно возвращаться на корабль...

Это еще зачем?

Ведь не истек срок увольнения, что случилось?

— Не знаю, не знаю... Я лишь передаю распоряжение...
Дисциплина есть дисциплина. Складываю в папку еще

влажные листы ватмана. шипит, как рассержен­ная мангуста, собирая свои карандаши. Идем к причалу, сопровождаемые разочарованным взглядом мадам Раули-сон. Гительзон и Пастернак уже в катере. Спешит из лаборатории Шилейко. Вздрагивает покрытая липким илом листва мангров, взбудораженная заболоченная вода плещет у корней, плавсредство послушно берет курс обратно, на корабль.

— Дима, а все-таки что произошло?

Астахов устремляет взгляд серых честных глаз к горизонту:

— Я же сказал — не знаю... Спросите у начальства...

Но спрашивать не у кого. Курчатов похож на поки­нутое людьми судно в районе Бермудского треугольника. Лишь вахтенный дежурный в рубке, наставив окуляры морского бинокля на далекий туманный островок, наблю­дает, как бродят счастливцы по коралловым пляжам.

1[2]3