М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
На биологической
станции.
А мы
остаемся на корабле убивать время с неразгаданной своей загадкой. Забежав
несколько вперед, скажу: нам все же удается поработать на Нуси-Бе.
Позже, когда Курчатов
покинет эти воды, Иосиф Исаевич Гительзон напишет в отчете: Хотя биологическая
станция по своему местонахождению и вместимости бытовых и рабочих помещений
располагает прекрасными возможностями для изучения биологии тропических вод,
возможности эти пока используются мало. Однако станция весьма заинтересована в
научных контактах и старается их развивать. Финансирование программы ее работ
на двусторонней основе может быть эффективным в научном и, вероятно, в
политическом отношении.
Художниками экспедиции
сделан ряд зарисовок по работе и жизни станции. Следует заметить, что выполненные
ими портреты, часть которых была передана в дар
работникам станции, весьма
способствовали установлению непринужденной и дружественной атмосферы общения.
Из библиотеки приношу
томик Сомерсета Моэма: Трудясь в поте лица, они (художники.— М. П.) каждый
по-своему отдают дань эмоциям... Одни затрачивают бездну усилий, чтобы
запечатлеть на полотне каждое окошко, каждую черепицу, какие только схватывает
их пытливый взгляд, и, без сомнения, получают довлетворение, служащее наградой
прилежанию и трудолюбию. Во всяком случае, это от души,— скромно говорят они,
демонстрируя свои работы.
Другие, порывистые и
стремительные, с бешеным неистовством набрасываются на полотна, щедрыми мазками
нанося на них краску. Эти говорят: Видите ли, я пытался здесь выразить свое „я.
Они стоят с полузакрытыми глазами и как бы в раздумье бормочут: „Кажется, я
все же сумел передать самого себя. Как по-вашему?... А есть и такие, что
представляют вам на обозрение в высшей степени занимательное нагромождение
кубов, эллипсов и при этом угрюмо цедят сквозь зубы: „Я это вижу так...
Удивительно точный анализ!
Сколько разноречивых мнений и оценок, сколько проблем вызывают творчество и
сама личность художника. Одни входят в искусство дерзко и ярко, быстро
замеченные, вызывают споры, других, как Шардена, забывают на десятилетия.
Вермеера Дельфтского — на полтора с лишним века.
Говорят, барометр
художественных вкусов и увлечений обладает неустойчивостью, а рубежи его зыбки
и условны. Однако незыблемым остается одно: зритель, как правило, равнодушен к
блестяще выполненным, но излучающим холод и пустоту полотнам...
Да и что, как говорится,
попусту копья ломать? Абсурдное утверждение, что искусство может быть... хорошим
и притом непонятным большому числу людей, так же несообразно, как утверждение,
что... пища очень хороша, но люди не могут ее есть! И это сказал Лев Толстой.
|