Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПРАВИЛЬНОЕ ТУШЕ И ТЕХНИКА

Большую пальцевую технику можно определить как предельную точность и значительную быстроту пальцевых движений. Последнее качество, однако, никогда не может быть развито без туше legato.

Я убежден, что степень совершенства пальцевой техники строго пропорциональна развитию туше legato. Это подтверждается тем, что применение туше поп legato дает противоположные результаты. Чтобы сыграть быстрый пассаж поп legato, приходится затратить гораздо больше времени, чем на то, чтобы сыграть его legato, вследствие поднимания пальцев между звуками. При игре legato пальцы не поднимаются высоко над клавишами, а скользят в сторону, направо или налево, почти не теряя соприкосновения с клавиатурой. Это, естественно, экономит как время, так и энергию, что позволяет увеличить беглость.

Как выполняется настоящее legato? Посредством упомянутого уже скользящего движения и нажатия следующей клавиши прежде, чем палец, игравший последним, окончательно покинет свою клавишу. Для иллюстрации можно сказать, что в одноголосном пассаже в работе находятся одновременно два пальца — «игравший» и «играющий»; в пассажах из двойных нот (терции, сексты и т. д.) количество одновременно употребляемых пальцев равно, соответственно, четырем. Только таким образом может быть достигнуто настоящее legato.

В то время как пальцы находятся в действии, рука не должна двигаться, во избежание «дырок» между следующими друг за другом звуками, что приводит не только к разрыву их взаимной связи, но и к снижению беглости. Перенос руки должен иметь место лишь тогда, когда палец уже коснется следующей клавиши, — не в самый момент соприкосновения и тем более не раньше.

Первостепенное значение для хорошего legato имеет, разумеется, выбор практичной аппликатуры. Пытаясь сыграть пассаж без хорошей аппликатуры, мы вскоре почувствуем «нехватку пальцев». В таком критическом положении нам пришлось бы прибегнуть к «заплаткам», а это означало бы ежеминутные толчки, что равносильно поп legato.

Правильная аппликатура — та, которая позволяет дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев. Серьезно поразмыслив, каждый пианист сумеет найти ту аппликатуру, которая окажется для него наиболее удобной. Но хотя большие различия в строении рук и препятствуют установлению универсальной аппликатуры, тем не менее все эти разнообразные аппликатуры должны основываться на принципе естественной последовательности. В том случае, когда пианиста смущает какое-либо сочетание нот и клавиш и он не может подобрать наиболее удачной аппликатуры, ему следует посоветоваться с учителем — если тот хорошо знает свое дело, то охотно поможет выйти из затруднения.

[1]23
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007