Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ПРАВИЛЬНОЕ
ТУШЕ И ТЕХНИКА
Мы положились на наш
автоматизм; мы позволили пальцам бежать вперед, в то время как ум тащился
позади вместо того, чтобы, как ему полагается, опережать пальцы, подготавливая
их работу.
Быстрое музыкальное мышление, важность которого столь
очевидна, не может быть развито каким-либо прямым путем. Оно является одним из
побочных следствий общего расширения музыкального кругозора и всегда
пропорционально росту других музыкальных способностей. Оно—результат
эластичности ума, которая в свою очередь приобретается или развивается
посредством постоянной, неуклонной, неослабной работы — всегда, когда бы мы ни
находились за фортепиано. Поэтому нет надобности в какой-либо методике,
предназначенной для непосредственного развития быстрого музыкального мышления.
Музыкальная воля коренится в естественной потребности
музыкального выражения. Она — своего рода «генеральный директор», управляющий
всем, что есть в нас музыкального. Поэтому и в чисто технических процессах
фортепианной игры я усматриваю проявление музыкальной воли. Техника же без
музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак
не может служить искусству.
|
|