Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПРАВИЛЬНОЕ ТУШЕ И ТЕХНИКА

Мы положились на наш автоматизм; мы позволили пальцам бежать вперед, в то время как ум тащился позади вместо того, чтобы, как ему полагается, опережать пальцы, подготавливая их работу.

Быстрое музыкальное мышление, важность которого столь очевидна, не может быть развито каким-либо прямым путем. Оно является одним из побочных следствий общего расширения музыкального кругозора и всегда пропорционально росту других музыкальных способностей. Оно—результат эластичности ума, которая в свою очередь приобретается или развивается посредством постоянной, неуклонной, неослабной работы — всегда, когда бы мы ни находились за фортепиано. Поэтому нет надобности в какой-либо методике, предназначенной для непосредственного развития быстрого музыкального мышления.

Музыкальная воля коренится в естественной потребности музыкального выражения. Она — своего рода «генеральный директор», управляющий всем, что есть в нас музыкального. Поэтому и в чисто технических процессах фортепианной игры я усматриваю проявление музыкальной воли. Техника же без музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству.

12[3]
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007