Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАЛИ

Путем намеренного смешения негармонических звуков можно иногда извлечь причудливые, «стеклянные» звучания. Достаточно напомнить некоторые из тонких, кружевных каденций в произведениях Шопена, вроде каденции в его ми-минорном концерте (Andante, такты 101, 102 и 103). Такие смешения дают множество эффектов, особенно в совокупности с динамическим нарастанием: звучания, напоминающие ветры — от зефира до борея, плеск и рев волн, журчание фонтанов, шелест листвы и т. д.

Этого рода смешения могут быть распространены и на целые гармонии в тех случаях, когда, как это часто бывает, в течение некоторого времени доминирует один основной аккорд, а, пока он длится, другие аккорды проходят в быстрой последовательности. В подобных случаях нет никакой необходимости отказываться от педали; нужно лишь установить различные динамические уровни и поместить главенствующую гармонию на более высоком уровне, чем гармонии проходящие. Другими словами, доминирующий аккорд должен получить такую силу, чтобы он мог звучать дольше всех остальных, более коротких, хоть и слышных, но недолговечных вследствие своей слабости; между тем, звучный господствующий аккорд, хотя и испытывает постоянные помехи со стороны более слабых, восстанавливает свое главенствующее положение с угасанием каждого более слабого аккорда.

Границы такому употреблению педали ставит специфическая, тающая природа фортепианного звука. Определить момент, когда смешение негармонических звуков ставит под угрозу звуковую красоту данной пьесы, может исключительно лишь ухо играющего, и здесь мы снова возвращаемся к отправной точке настоящей главы, а именно: правит всем ухо, и оно одно может решить, нужна ли в том или ином месте какая-нибудь педаль вообще.

Было бы нелепо предполагать, что мы можем доставить своей игрой большое удовольствие другим, в то время как наш собственный слух не вполне удовлетворен. Поэтому мы должны стараться развить чуткость нашего уха, должны сделать так, чтобы нам было труднее добиться одобрения собственного слуха, чем признания публики. Возможно, она и не заметит недостатков в вашей игре, но в связи с этим я хочу сделать серьезное предостережение: не смешивайте невнимание с согласием!

Умение слышать свою игру, то есть внимательно ее слушать, — это основа основ всякого музыкального исполнения, а стало быть, и педальной техники. Поэтому тщательно, внимательно слушайте извлекаемые вами звуки. Когда вы применяете педаль в качестве продления пальцев (для выдерживания звуков, недостижимых для пальцев), следите за тем, чтобы захватить и удержать основной тон аккорда, ибо этот звук должен быть всегда в центре вашего внимания.

Используете ли вы педаль для продления звука или как средство его окраски, ни в коем случае не пользуйтесь ею, чтобы замаскировать несовершенство исполнения. Она подобна благотворительности, служащей для прикрытия множества грехов; но, как и в случае с благотворительностью, кто захочет поставить себя в зависимость от нее, если может прожить честным трудом

Не следует пользоваться педалью для того, чтобы компенсировать недостаток силы. Извлечь звук — дело пальцев (с помощью или без помощи руки), а не педали, и это остается верным также — mutatis mutandis — в отношении левой педали, для которой немцы употребляют слово Verschiebung, обозначающее нечто вроде «смещения». На рояле нажим левой педали смещает молоточки в одну сторону, на такое расстояние, что вместо удара по трем струнам молоточек ударяет только по двум. (Лет пятьдесят или более тому назад у роялей имелось только по две струны на каждый звук, и когда при нажиме левой педали молоточки смещались, каждый из них ударял только по одной струне. С того времени сохранился термин

1[2]3
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007