М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Встреча на корабле. О рынке и дамбах

А на каком языке ведется преподавание?

Здесь два государственных языка — малагасийский и французский. Мы преподаем на французском. Многое приходится изобретать. Например, если назвать курс лекций химия, студенты ходить на занятия не будут, поскольку в школе не имели понятия о химии. Назовешь предмет термохимия — ходят!

Небезынтересно, что экзамены длятся по три-четыре

часа и проводятся лишь в письменном виде. Экзаменатор обязан для всех поставить один и тот же вопрос, иначе последует болезненная реакция: каждый полагает, что его вопрос труднее.

Вот, наверное, когда списывать блаженство!

А вот тут вы попали впросак, крепко ошиблись. Никто ничего списывать не даст.

Есть еще очень сложное обстоятельство — непростая обстановка в коллективе студентов, ведь на острове су­ществует восемнадцать этнических групп {на обелиске в честь независимости Мадагаскара изображено восемна­дцать звезд). Религиозные представления иногда очень осложняют обстановку, трудно приноровиться к удиви­тельным обычаям, войти в мадагаскарский быт.

...Возьмите так называемый обычай переворачивания мертвых. Хоронят малагасийцев не в гробу, а завернув в кокон из плотной ткани. Спустя определенный срок после похорон покойника выносят вместе с его истлевшим сава­ном и кладут на специальный помост в северо-восточном углу двора, заворачивают в новые одежды — ламбамены. Затем на ритуальной циновке вносят в дома родствен­ников, чтобы предок мог повидаться с близкими людьми.

Если семья в течение трех-четырех лет не устроит подобной церемонии, ее сочтут не только жадной и бесчест­ной, но и попросту глупой, ибо дух предка управляет судьбами живых.

Суеверия играют огромную роль в жизни малагасийцев. Так, люди, желая изменить свою судьбу, как отмечает писатель-географ С. Ф. Кулик, меняют имена; для мала­гасийцев сущестуют хорошие, стимулирующие благопо­лучие районы, а есть предрасполагающие если не к не­счастьям, то уж к хандре и грусти обязательно (я пола­гаю, этот вопрос связан с вполне реальным воздействием на психику магнитных колебаний).

Есть и любопытные, уходящие в прошлое обычаи; например, воров и мошенников по нескольку раз застав­ляют вытаскивать камни из котла с кипящей водой!

Малагасийцы темпераментны, добродушны, придержи­ваются прекрасных принципов: Жизнь человека — замкнутый круг, любое злоумышленное действие неизбеж­но обратится против совершившего его, Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе и тому подобное. Разумеется, мысли эти выражены более витиева­то, но суть именно такова. На Мадагаскаре привыкли произносить и выслуши­вать длинные речи.

Молодежь любит упра­жняться в искусстве крас­норечия — своего рода со­ревнования в ораторском искусстве. В присутствии более или менее много­численной аудитории уст­раиваются популярные айнтени — спектакли-экспромты, где любой зри­тель, сочтя момент подходящим, может включиться в пред­ставление, попробовав свои силы в исполнительском мас­терстве.

В Хартии женщину называют одним из столпов социа­листической революции; символ домашнего очага — изо­бражение, похожее на женскую грудь.

Каждое начинание связано с предназначением опреде­ленного дня недели: есть счастливые и роковые дни и даже часы.

Например?

Например, среда — аларубиа — коричневого цве­та, это злой день, но и день женщин. Мужчина в этот день не должен отправляться в дорогу, ибо может не вернуться назад. В четверг приятное сочетается с неприятным: справ­ляют свадьбы, строят дома, но нельзя принимать подарки. Пятница — зума — сильный день, день красного цвета... А суббота?

1[2]34