М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Таити
Индийского океана.
Нежные и страшные.
Полфунта ракушек
Речь
идет об окрестностях города Антананариву, где были пойманы тридцать тысяч
пауков-неофилов, за что горожане расплатились тяжелой эпидемией,
распространяемой комарами.
Нацеливаю фотоаппарат,
чтобы увековечить чудо-паука, жаль только — в кадре не передашь масштаб. Вскоре
вижу еще одного паука, круглый, упитанный, размером с теннисный мяч, от
черепичной крыши к дереву тянет он нить, плотную, как капроновый шнур.
Закрепил, поднялся повыше и отправился в обратный путь, аккуратно приладив
вторую нить параллельно первой. Но вести наблюдение за созданием хитроумной
сети, как и отснять любопытные кадры, мне не суждено.
— Подумаешь, паука увидел!
— протестует Плахова.— Поберег бы последнюю кассету, пауков нащелкаешь
и завтра. Возле острова Нуси-Бе корабль пробудет не менее трех
дней. Поэтому уступаю, и, как всегда, напрасно. Не следует пренебрегать
народной мудростью: Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Или, точнее, Выслушай женщину и сделай все наоборот.
Ни завтра, ни послезавтра
мы уже не попадаем в городок Эльвиль, ибо работаем совсем в другом месте, на
биологической станции, где живут Роже и Ги. Так в результате моего
непротивления мадагаскарские великаны пауки остались не запечатленными на слайдах.
Вволю побродив по теневой
стороне улиц и тем не менее изнемогая от жары, заглядываем в невзрачную
лавчонку с кружевной раковиной тридакны на пропыленной витрине.
После ослепительного света
глаза медленно привыкают к полумраку помещения, привыкнув же... Нет, ни в чреве
пестрых торговых рядов старого Сингапура, ни на островах Фиджи, ни в сувенирных
магазинах королевства Тонга не видели мы подобной россыпи сокровищ, и нет
соперников у этой удивительной лавчонки городка Эльвиль, на Нуси-Бе.
Необъяснима тайна,
влекущая человека к раковинам. Та самая, что заставляет нас подносить их к уху,
с волнением вслушиваясь в таинственный рокот. Не случайно поэты сравнивают их
с окаменевшей морской пеной, и не случайно чешский писатель Карел Чапек, житель
страны, никогда не граничившей с морем, посвятил им такие слова: Игривый дух
божий, довольный собственным всемогуществом, сотворил их для своего
развлечения. Розовые и пухлые, как девичьи губы, пурпурные, янтарные,
перламутровые, черные, белые, пестрые, тяжелые, как поковки, или изящно
филигранные, как пудреница королевы, гладко обточенные, покрытые бороздками,
колючие, округлые, похожие на почки, глаза, на губы, стрелы шлема и ни на что
не похожие, они просвечивают, переливаются красками, как опалы, нежные, страшные,
не поддающиеся описанию. И все это создал нагой мягкотелый слизняк, трепещущий
в творческом безумии...
В глубине лавки
прислонилась плечом к дверке,
скрестила руки
темноволосая маленькая женщина в строгом платье, невозмутимая владелица
сокровищ.
На прилавках посвечивают
нежной желтизной распахнутые створки тридакн, обрамленные кружевом каменных
оборок. Раковина эта, самая большая в мире, достигает двухсот пятидесяти
килограммов и более при возрасте, превышающем сотню лет. В древних описаниях
фигурируют четырехметровые в диаметре тридакны. В Париже в соборе святого
Суль-пицея, створки огромной тридакны служат купелью.
Именно им молва приписывает
зловещее свойство пленять и губить неосторожных
пловцов и ныряльщиков,
нередко называют тридакн раковинами-убийцами, якобы способными... перерезать
даже якорный канат. Существуют фантастические истории о пловцах, рискнувших
схватить открытую раковину,— они лишаются руки или находят мучительную смерть в
морских глубинах, будучи пойманными за ногу.
Однако не существует ни
одного документального свидетельства подобных преступлений тридакны, страшные
истории — не что иное, как вымыслы.
Итак, оклеветаны тридакны
зря, они не губят пловцов и не лежат тяжелым капканом, ожидая жертву, подобные
рассказы — плод фантазии сочинителей.
|