Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ЗАНЯТИЯ
— Громкий счет вряд ли может повредить —
особенно, пока ученик занят метром и ритмом. Когда же они будут освоены, иначе
говоря, вполне поняты, к счету вслух можно прибегать все реже и в конце концов
отказаться от него совсем. Во время упражнений громкий счет имеет неоценимое
значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо
другое, и, кроме того, является безошибочным руководителем при нахождении
узловых точек фразы.
Разучивание гамм очень важно
— Всегда ли обучение игре на фортепиано должно
непременно начинаться с гамм?
— Приступать к гаммам нельзя до тех пор, пока не
выработано хорошее пальцевое туше и не закончена полностью подготовка к
действиям большого пальца, играющим весьма важную роль в гаммах.
Кроме того, я считаю работу над гаммами важной не
только для пальцев, но и для дисциплины слуха в том, что касается чувства
тональности, освоения интервалов и всего объема фортепианных средств.
Разучивание гамм
—
Считаете ли вы нужным разучивание
учащимися на фортепиано всех пятнадцати мажорных гамм или можно обойтись без
энгармонических?
—
Нужно изучить все по этой части,
чтобы выбрать из запаса выученного то, чего требуют обстоятельства. Учите все
гаммы и упражняйтесь в них так, как они написаны, а затем также в терциях,
секстах и октавах.
Разбор новой пьесы
—
Когда учишь новое произведение,
что предпочтительнее: работать сначала каждой рукой отдельно или вместе?
—
Когда вы впервые просматриваете
новое произведение, нужно пользоваться по возможности обеими руками; это
необходимо, чтобы получить хотя бы приблизительное умственное представление о
нем. Если же техника играющего недостаточна для этого, тогда, разумеется, надо
разбирать каждой рукой отдельно.
Работа каждой рукой отдельно
—
Нужно ли при разучивании новой
пьесы каждой руке работать над своей партией отдельно?
Если общее представление о пьесе у вас уже
сформировалось, то хорошо поупражняться каждой рукой в отдельности, потому что
таким путем вы сможете сосредоточить ваше внимание на работе каждой руки.
Однако после того как они усвоят свои задачи, играйте обеими руками вместе,
стремясь к достижению той музыкальной цели, для которой раздельная работа рук
была лишь технической подготовкой.
Четыре способа разучивания фортепианной пьесы
|