Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПРЕДИСЛОВИЕ

все те качества, из которых складывается его личность. А так как эти личные качества у исполнителей различны, в той же мере будут неизбежно различны и их интерпретации.

В некотором отношении исполнение музыкального произведения напоминает чтение книги вслух. Если книгу будет читать нам человек, который ее не понимает, сможет ли она произвести на нас впечатление правдивости, убедительности или хотя бы правдоподобия? Может ли недалекий человек, читая нам такую книгу, вразумительно передать ее яркие мысли? Если даже такого человека и обучат внешне правильно читать то, смысл чего он не в состоянии постичь, чтение все равно не займет всерьез нашего внимания, потому что отсутствие понимания у чтеца наверняка вызовет потерю интереса у нас.

Всякое обращение к аудитории — будь то речь литературная или музыкальная — должно быть свободным и индивидуальным выражением, руководимым лишь общими законами или правилами эстетики; оно должно быть свободным, чтобы быть художественным, и индивидуальным, чтобы иметь жизненную силу.

Традиционные толкования произведений искусства — это своего рода «консервы», разве только индивидуальное толкование случайно совпадает с традиционным, что, однако, бывает весьма редко и не говорит в пользу интеллектуального уровня исполнителя, легко и охотно идущего по проторенной дорожке.

Мы знаем, сколь драгоценна свобода. Но в наше время она не только драгоценна, но и «дорогого стоит»: она основывается на владении определенными ценностями. Это так же справедливо по отношению к жизни, как и к искусству. Свобода и комфорт в жизни требуют денег; свобода в искусстве требует совершенного технического мастерства. Художественный «текущий счет» пианиста, с которого он может в любой момент взять нужную сумму, — это его техника. Не по ней, конечно, судим мы о художнике, а скорее по тому, как он ею пользуется, — точно так же мы относимся к богачу в соответствии с тем, как он использует свои деньги. И так же, как существует множество богачей вульгарного пошиба, существуют и пианисты, которые, несмотря на огромную технику, не являются художниками. При этом, если деньги для джентльмена — пожалуй, не более чем довольно приятное приложение, техника для пианиста — это неотъемлемо необходимая часть его снаряжения.

Чтобы помочь учащейся молодежи в приобретении этой необходимой части пианистического снаряжения, и были написаны для Ladies' Home Journal нижеследующие статьи; для настоящего издания я их пересмотрел, исправил и дополнил. Я искренне надеюсь, что они помогут моим юным коллегам прежде всего сделаться музыкантами, свободно владеющими фортепиано, и что это, в свою очередь, если судьба окажется благосклонной к их карьере, доставит им средства обрести такую же свободу в повседневной жизни.

 

1[2]
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007