М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Козни дьявола. Восемь тысяч часов в океане. Сарм носить не обязательно

Жил да был на свете капитан. Однажды среди прочих своих коммерческих мероприятий изловчился он продать душу дьяволу, -е- обмен же вручил ему враг рода челове­ческого весь ассортимент ветров, живущих в океанах. Не долго думая, запер их капитан в трюме и с тех пор стал безбоязненно плавать в самых опасных и гиблых местах. Но то ли дьявол схитрил ненароком, то ли не предусмотрел чего, но вскоре капитанская шхуна вдребезги разбилась на рифах, причем, к чести дьявола, надо заметить, произошло это в тихую и безветренную погоду, что дает повод считать обязательство нечистого ненарушенным. К тому же злые языки утверждали, что, уверившись в своей безопасности, капитан и его команда были вдрызг пьяны.

Так или иначе, но, наскочив на рифы, шхуна разбилась, и ветры, заключенные дотоле в трюме, вырвались на свобо­ду. С тех пор и гуляют вовсю, вознаграждая себя за долгое бездействие... Такова легенда, и нет сомнения: событие это имело место близ Маврикия.

Остров лежит на пути тропических циклонов необычай­ной силы, что ежегодно в январе зарождаются над Индий­ским океаном. Скорость шквальных ветров достигает двухсот двадцати километров в час, они сопровождаются ливневыми дождями и катастрофическими наводнениями.

И хотя специальные службы своевременно преду­преждают о капризах погоды, а искусственные спутники передают на Землю данные о перемещении эпицентров циклонов и бдительно следят за ними до момента их разру­шения, циклоны упорно не считаются с прогрессом, по-прежнему свирепы и беспощадны, несмотря на то что лишились одного из самых страшных своих качеств — внезапности. И современным стальным лайнерам страшны ураганы: ученым удалось измерить силу ударов волн в

некоторых местах бельгийского побережья — она достига­ла... шестидесяти тонн на квадратный метр!

Благоустраиваем рачков-отшельников, удивительно смешно меняются они во время линьки домиками-ракушка­ми. Каждому кажется, что чужой лучше.

Сегодня Пашкина очередь. И так и эдак подсовываю ему новую, подходящих габаритов раковину. Подбежав бочком, опираясь на одну, большую клешню, долго огляды­вает он ее, наклонив тоненькие ниточки с бусинками-глаз­ками: нет ли обмана, подойдет ли? Долго примеривается, приглядывается — как бы не оказаться ни в той, ни в дру­гой, ведь и остальные претенденты не дремлют. Решив­шись, молниеносно вываливается из своего домика, выста­вив голое нежное брюшко, и, пятясь, перебирается в другую раковину. Так за нехитрыми радостями и заботами час по часу день проходит.

— Между прочим, ты знаешь, сколько мы часов про­вели в океане, если сложить вместе все рейсы? Восемь тысяч! А как придем в Калининград — все девять будет!

Жена моя ошарашена. Такое не приходило ей в голову. Сначала она открывает рот, чтобы спросить, откуда мне это известно, но умолкает, вовремя осененная мыслью, что достаточно помножить цифру двадцать четыре на количе­ство суток в рейсах.

Во второй половине дня пробовал писать, но кисти выводят на холсте нечто, от меня не зависящее. Однако корабль продолжает жить напряженной жизнью: мигают счетно-решающие устройства, составляются таблицы, консервируются биологические пробы и донные осадки.

Чтобы взять пробы вблизи дна, идут вниз на тросах батометры — полые цилиндры с герметически закрываю­щимися крышками. Как только груз коснется дна, крыш­ки автоматически закроются, прибор заберет воду...

Пережидая непогоду, изучаем личную коллекцию нумизматических редкостей: рыба-меч и морские коньки на монетках Сингапура, греческий дельфин и трезубец Нептуна, итальянская достоинством пять лир — с дельфи­ном и рулем рыбацкой лодки (в Италии уже прекращена ее чеканка: из-за роста цен этот денежный знак утратил покупательную способность). Морская тематика прочно вошла в геральдику — ведь еще на обороте червонца 1711 года был изображен дву­главый орел с четырьмя флагами в когтях — флота Чер­ного, Балтийского, Белого и Каспийского морей.

[1]2