М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Козни дьявола.
Восемь тысяч часов
в океане.
Сарм носить
не обязательно
Жил да был на свете
капитан. Однажды среди прочих своих коммерческих мероприятий изловчился он
продать душу дьяволу, -е- обмен же вручил ему враг рода человеческого весь
ассортимент ветров, живущих в океанах. Не долго думая, запер их капитан в трюме
и с тех пор стал безбоязненно плавать в самых опасных и гиблых местах. Но то ли
дьявол схитрил ненароком, то ли не предусмотрел чего, но вскоре капитанская
шхуна вдребезги разбилась на рифах, причем, к чести дьявола, надо заметить,
произошло это в тихую и безветренную погоду, что дает повод считать
обязательство нечистого ненарушенным. К тому же злые языки утверждали, что,
уверившись в своей безопасности, капитан и его команда были вдрызг пьяны.
Так или иначе, но,
наскочив на рифы, шхуна разбилась, и ветры, заключенные дотоле в трюме,
вырвались на свободу. С тех пор и гуляют вовсю, вознаграждая себя за долгое
бездействие... Такова легенда, и нет сомнения: событие это имело место близ
Маврикия.
Остров лежит на пути
тропических циклонов необычайной силы, что ежегодно в январе зарождаются над
Индийским океаном. Скорость шквальных ветров достигает двухсот двадцати
километров в час, они сопровождаются ливневыми дождями и катастрофическими
наводнениями.
И хотя специальные службы
своевременно предупреждают о капризах погоды, а искусственные спутники
передают на Землю данные о перемещении эпицентров циклонов и бдительно следят
за ними до момента их разрушения, циклоны упорно не считаются с прогрессом,
по-прежнему свирепы и беспощадны, несмотря на то что лишились одного из самых
страшных своих качеств — внезапности. И современным стальным лайнерам страшны
ураганы: ученым удалось измерить силу ударов волн в
некоторых местах
бельгийского побережья — она достигала... шестидесяти тонн на квадратный метр!
Благоустраиваем рачков-отшельников,
удивительно смешно меняются они во время линьки домиками-ракушками. Каждому
кажется, что чужой лучше.
Сегодня Пашкина очередь. И
так и эдак подсовываю ему новую, подходящих габаритов раковину. Подбежав
бочком, опираясь на одну, большую клешню, долго оглядывает он ее, наклонив
тоненькие ниточки с бусинками-глазками: нет ли обмана, подойдет ли? Долго
примеривается, приглядывается — как бы не оказаться ни в той, ни в другой,
ведь и остальные претенденты не дремлют. Решившись, молниеносно вываливается
из своего домика, выставив голое нежное брюшко, и, пятясь, перебирается в
другую раковину. Так за нехитрыми радостями и заботами час по часу день
проходит.
— Между прочим, ты знаешь,
сколько мы часов провели в океане, если сложить вместе все рейсы? Восемь
тысяч! А как придем в Калининград — все девять будет!
Жена моя ошарашена. Такое
не приходило ей в голову. Сначала она открывает рот, чтобы спросить, откуда мне
это известно, но умолкает, вовремя осененная мыслью, что достаточно помножить цифру
двадцать четыре на количество суток в рейсах.
Во второй половине дня
пробовал писать, но кисти выводят на холсте нечто, от меня не зависящее. Однако
корабль продолжает жить напряженной жизнью: мигают счетно-решающие устройства,
составляются таблицы, консервируются биологические пробы и донные осадки.
Чтобы взять пробы вблизи
дна, идут вниз на тросах батометры — полые цилиндры с герметически закрывающимися
крышками. Как только груз коснется дна, крышки автоматически закроются, прибор
заберет воду...
Пережидая непогоду,
изучаем личную коллекцию нумизматических редкостей: рыба-меч и морские коньки
на монетках Сингапура, греческий дельфин и трезубец Нептуна, итальянская
достоинством пять лир — с дельфином и рулем рыбацкой лодки (в Италии уже
прекращена ее чеканка: из-за роста цен этот денежный знак утратил покупательную
способность). Морская тематика прочно вошла в геральдику — ведь еще
на обороте червонца 1711 года был изображен двуглавый орел с четырьмя флагами
в когтях — флота Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей.
|