М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Предисловие

Читая новую книгу — «К островам Индийского океана», рассматри­вая иллюстрации, невольно приходишь к выводу, что и в этом много­гранном произведении каждая новая глава, новый пейзаж или портрет раскрывают удивительный и прекрасный мир.

Дело не только в том, что два талантливых художника создали огром­ное число зарисовок и этюдов в нескольких океанских экспедициях,— они раскрыли новую тему и познакомили читателя с удивительным, зага­дочным и прекрасным миром Океана. Читатель отправляется в увлека­тельное, романтическое путешествие, и авторы дарят ему радость встречи с Неизвестным.

Пышная тропическая природа островов, сложный мир островитян, в котором мудрость древних традиций, простота и искренность сочетаются с явлениями новой жизни, все более широко охватывающей даже удаленные острова,— это дает особое ощущение новизны и неожиданно­сти. Авторам удалось увидеть много такого, что могут заметить только люди, сочетающие в себе талант живописца, тончайшую наблюдатель­ность и редкое умение проникать в глубины жизни островитян в процессе непосредственного общения с ними.

Другая тема, другая грань книги — изображение и описание Океана. Океана, вечно меняющегося, то сурового и бурного, то ослепительно красивого в закатные и рассветные часы, в знойный полдень и глубокой ночью. Ощущение неповторимости, высокого эстетического наслаждения передают авторы в своих пейзажах и описаниях.

Превосходные пейзажи, написанные не с берега, а в центре океана, передают впечатление его громадности, бесконечности, силы и суровости стихии, ее нескончаемых превращений. Эта тема раскрыта авторами очень сильно и свежо.

Как пишет директор Института теории и истории искусств Акаде­мии художеств СССР, академик А. К. Лебедев, «едва ли не впервые в отечественном изобразительном искусстве отражены виды тропической природы, народные типы, сцены быта... При этом правдиво запечатлены непривычные для глаза жителя северных стран эффекты заката, восхо­да солнца, игры солнечного и лунного света на поверхности океанской стихии в тропических условиях...

[1]